Описание образовательной программы

Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 167»разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами и локальными актами:

  • Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программам дошкольного образования»;
  • Письмом Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 167» (новая редакция), постановлением администрации городского округа город Воронеж от 26 мая 2015 года № 425.


Программа реализуется на государственном языке РФ и имеет нормативный срок обучения 5 лет для воспитанников от 2 лет до 7 (8) лет.


ООП МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 167» разработанана основе содержания примерной программы воспитания, обучения детей дошкольного возраста: «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида под ред. Плаксиной Л.И., программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта под ред. Е.А. Стребелевой и утвержденна на педагогическом совещании 03.09.2016 года.Парциально используются программы: «Ритмическая мозаика» /А.И.Буренина/, "Безопасность", /Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина/ «Развитие речи детей» /О.С. Ушакова/, «Музыкальные шедевры» /О.П. Радынова/, «Изобразительная деятельность в детском саду» /И.А. Лыкова/, «Юный эколог» /С.Н. Николаева/, элементы образовательной системы Л.Г. Петерсон, элементами ТРИЗ, элементами игропедагогики, методиками Дьенеша и Кюизенера, развивающими играми Никитина и Воскобовича, методикой М.Монтессори.


Коррекционная работа с детьми с нарушениями зрения проводится по АООП для детей с нарушением зрения (слабовидящие), разработанной на основе ООП МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 167» и Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования слабовидящих детей.

Коррекционная работа с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) проводится по АООП для детей с РАС, разработанной на основе АООП МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 167» и с учетом Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с РАС.

Коррекционная работа с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) проводится по АООП для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, разработанной на основе ООП МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 167» и с учетом Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Коррекционная работа с детьми с нарушениями речи проводится по АООП для детей с ТНР, разработанной на основе ООП МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 167» и Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития проводится по АООП, разработанной на основе ООП МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 167» и Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с задержкой психического развития.

Коррекционная работа с детьми с умственной отсталостью проводится по АООП, разработанной на основе ООП МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 167» и Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Коррекционная работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата проводится по АООП, разработанной на основе ООП МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 167» и Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.


Цель Программы:

создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника, создание каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разныхвидах деятельности, творческой реализации.


Задачи  Программы:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
  • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения;
  • обеспечение коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы.


Цели и задачи Программы по развитию и воспитанию ребенка:

Цель: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Принимая во внимание цель и деятельностный характер воспитания, мы определили конкретные задачи:

1. Поддерживать традиции дошкольного учреждения в проведении социально значимых образовательных и досуговых мероприятий.

2. Использовать в воспитании детей возможности непосредственно образовательной деятельности (НОД).

3. Использовать воспитательный ресурс развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.

4. Организовать конструктивное взаимодействие педагогов детского сада и семьи по воспитанию ребенка дошкольного возраста.


Ведущие условия реализации Программы:

- создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей, так как задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития дошкольника, и не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста;

- обеспечение разнообразия детской деятельности – близкой и естественной для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе.

- ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание эмоционально-комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития.


Принципы реализации Программы:

- полноценное проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество с семьёй;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

- учёт этнокультурной ситуации развития детей.


Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений

Эффективной реализации задач образовательной деятельности способствует использование парциальных программ, образовательных проектов (комплексно-тематического планирования) и программ дополнительного образования по нравственно-патриотическому воспитанию и театрализованной деятельности. Образовательные проекты, парциальные и дополнительные программы интегрируются в содержание обязательной части Программы, их освоение воспитанниками осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности и в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.

Характеристика и режим работы МБДОУ

МБДОУ работает в режиме 5-ти дневной недели, выходные дни – суббота, воскресенье.

В детском саду функционируют:

– 12 групп в режиме полного дня с 12-часовым пребыванием воспитанников (с 07.00 до 19.00 час) общеразвивающей направленности для детей от 2 до 8 лет;

– 1 группа в режиме полного дня с 12-часовым пребыванием воспитанников (с 07.00 до 19.00) компенсирующей направленности для детей от 3 до 8 лет сосложной структурой дефекта;

– 2 группыкратковременного пребывания для детей с ОВЗ и детей-инвалидов с индивидуальным режимом пребыванием воспитанников от 3,5 до 5 часов (с 08.00 до 14.00);

– СП Лекотека для детей-инвалидов с индивидуальным режимом пребыванием воспитанников от 3,5 до 5 часов (с 08.00 до 14.00).

В МБДОУ созданы условия для детей с ограниченными возможностями здоровья.